Расширенный поиск

Находясь в заведении общественного питания, обращаете ли вы внимание на то, на чем сидите? Скорее всего, это происходит лишь в том случае, когда вам некомфортно сидеть. Стулья в ресторане или кафе редко привлекают внимание (за исключением, разве что, тех случаев, когда их внешний вид потрясает воображение), однако обойтись без них никак не удастся.

Стул в ресторане


Стул алюминиевыйПретензий к ресторанному стулу, разумеется, меньше, чем к офисному креслу. Рабочее место должно подбираться индивидуально, под особенности человека, подходить ему по росту, быть предельно эргономичным, но не расслабляющим, чтобы не мешать, а, напротив, помогать работать. На ресторанном стуле человек проводит пару часов, однако если все это время ему было неудобно сидеть, а потом у него болела спина, он запомнит эту неприятную особенность вашего заведения. Вам это нужно? Если нет, то к выбору стульев надо подойти со всей серьезностью, тем более, что за многовековую историю существования этого предмета, человечество научилось создавать бесчисленное множество его форм, удовлетворяющих самым разным запросам.

История появления стула


Прародителей у современного стула много, и появились первые из них очень давно. Сидения со спинками, вырезанные из бревна, поставленного на попа, встречаются даже у древних племен, которые украшали такую мебель различной резьбой, рассказывая о том, что видят вокруг. В древнем Египте уже были полноценные стулья и кресла, очень гармоничные, красивые, различные по дизайну и даже со слегка выгнутой спинкой в соответствии с s-образным изгибом позвоночника – некоторые из этих произведений искусства можно увидеть сейчас в ведущих музеях мира.
Несмотря на то, что стул принято считать одним из символов европейской или западной цивилизации – в противовес Востоку с его коврами и подушками, согласно большей части исследований сама идея сидения со спинкой пришла именно с Востока, где, как впоследствии и в России, такая форма подчеркивала высокий социальный статус человека. В нашей стране стул (трон) долгое время был привилегией царствующих особ, тогда как менее знатным людям приходилось довольствоваться лавками – так продолжалось вплоть до петровских времен, когда было принято решение об европеизации страны. В Западной Европе стулья были известны еще со времен Древней Греции и Рима – формы, придуманные и веденные в обиход тогда, прочно вошли в историю стилей. Так, греческий стул – климос – отличался гибкостью линий и пластичностью формы. Его отличительная черта – широкая вогнутая перемычка на спине, делавшая этот стул удобным для позвоночника. В Древнем Риме существовала градация стульев в зависимости от социального статуса человека – так, например, консулы имели право на курульные кресла с квадратным сиденьем и ножками Х-образной формы, а женщины сидели на стульях с полукруглой спинкой.
После дизайнерского затишья средневековья, где об удобстве для человека никто и не собирался думать, а многие изобретения античности ушли в небытие, спинки к табуретам в массовом порядке начали приделывать лишь в 15 веке. «Хитом» того времени были стулья или кресла, изготовленные на основе сундуков – такая многофункциональная мебель позволяла купцам не только работать с удобствами, но и в буквальном смысле слова сидеть на своих деньгах. Впрочем, стандарты выпускаемой тогда мебели были далеки от совершенства – и несмотря на всю роскошь некоторых образцов стульев, они были в большинстве своем очень неудобными и непродуманными с точки зрения строения человеческого тела – пропорции только-только начали возвращаться. Впрочем, эпоха Возрождения ознаменовалась появлением кривизны поверхностей, а сиденья стали дополняться подушками из бархата или гобелена.
Затем стулья, как и все предметы интерьера и искусства, подверглись влиянию смен стилей – от витиеватого барокко до сдержанного классицизма, от ампира до функционализма – далее везде. Нет, наверное, ни одного именитого дизайнера, кто не приложил бы руку к созданию какой-нибудь новой модели стула…
Возвращаясь к теме ресторанных стульев, надо отметить, что специализированная мебель как таковая появилась примерно в 18 веке, когда люди окончательно поняли, что для разных занятий нужны стулья и кресла разной формы. И с тех пор эти формы все совершенствуются и совершенствуются. 

Устройство стула


Стул алюминиевый A2010Стул – это предмет для сидения со спинкой для одного человека. Такое определение дает словарь. Основные составляющие стула - сидение, спинка, ножки, каркас, а также всевозможные крепежи и соединения (кольца, царги, проножки и др.) и т.д.
С точки зрения технологии производства стулья делят на столярные; плосковыклейные; гнутоклееные; гнутые; точеные; цельнолитые или штампованные; плетеные; смешанной конструкции.
Столярные стулья делаются целиком из массивной древесины или на основе каркаса, преимущественно составленного из деталей на основе массивной древесины. Каркас столярного стула состоит из двух боковин с ножками и стойками спинки, спереди и сзади соединенных царгами (возможен также вариант - передняя часть с ножками и задняя со спинкой и ножками). Ножки у такого стула также могут быть подсадными, т.е. присоединяющимися снизу к четырехугольной раме.
Плосковыклейные стулья изготавливаются на основе плоских или слегка изогнутых деталей рамочной конструкции, выклеенных из полос шпона таким образом, что при наборе склеиваемого пакета эти полосы в углах рамки накладываются друг на друга, что обеспечивает после прессования необходимую прочность соединения.
В основу гнутоклееного стула входят детали, которые получают путем склеивания в прессе набора пакета листов шпона в блок заранее заданной формы и его раскроя. Самый знаменитый пример гнутоклееного стула – венский стул Михаэля Тонета (модель № 14).
Стулья гнутые сделаны на основе деталей из массивной древесины, заготовки которых предварительно подвергаются проварке, пропарке или воздействию химических веществ для повышения эластичности древесины, и после изгибания и выдержки (высушивания) сохраняют приданную им форму. Гнутые стулья могут иметь как деревянный, так и металлический каркас.
Точеные стулья имеют каркас, изготовленный преимущественно из деталей круглого сечения (точеных).
Стулья цельнолитые и отдельные элементы их конструкции обычно производятся из пластмасс методом литья под давлением. Нужно также отметить и цельнометаллические стулья, где каркас и сиденья/спинка выполнены целиком из металла: наиболее оригинальные модели имеют сиденья/спинки в виде единого блока выштампованного из металлического листа (сплошного или просечного)? в виде металлоперфорации или металлической сетки. Известны даже конструкции, где блок сиденье-спинка был изготовлен из минерального стекла.
Материалом для производства стульев плетеной конструкции являются ивовые прутья, подвергнутые специальной обработке, древесина ротанговой пальмы, лианы, тростник и т. д.
Стулья смешанной конструкции могут одновременно включать разнообразные основные конструктивные элементы, присущие всем другим видам этих изделий: например, гнутоклееный блок сиденье-спинка и плоскоклееные боковины опоры, плетеные сиденье и спинку и каркас из массивных элементов, или точеные детали, совмещенные с сиденьем и спинкой гнутоклееной конструкции.
При этом надо отметить, что довольно часто внешне некоторые виды изделий могут имитировать другие, изготовленные с использованием несвойственных им технологий. Так, стулья с трубчатым металлокаркасом часто имитируют стулья Михаэля Тонета, изначально создававшиеся из гнутой древесины; пластмассовые стулья имитируют плетение, а бруски спинок столярных стульев в целях экономии материала изготавливаются из гнутоклееных элементов.
Определения с сайта www.fabrikam.ru
Для того, чтобы не создавать путаницу, отметим также, что часто, не говоря о деталях производства, выделяют четыре основных категории стульев. В зависимости от вида основы стулья также принято подразделять на: цельнодеревянные, цельнометаллические, стулья на деревянном каркасе, где в качестве материалов обивки используются ткань, кожзаменитель, кожа (также часто в качестве комплектующих можно встретить искусственные камни, имитирующие драгоценные); стулья на металлическом каркасе (в качестве комплектующих материалов применяются пластик различных оттенков, кожзаменитель, ткань, дерево).

Базовые характеристики


1. Конечно, выбирая в магазине стулья для своего дома, потенциальный клиент, прежде всего, постарается посидеть на возможном приобретении, оценить, насколько стул удобен ему. Вы, даже если и получите такую возможность, все равно вынуждены будете принимать решение за всех ваших клиентов, с их разными вкусами, габаритами, привычками и болезнями. Поэтому первым требованием к выбранной модели будет определенная универсальность. То есть стул должен быть удобен для всех. Удобство, конечно, понятие относительное – но если вы обнаруживаете, что соскальзываете со стула вниз или, будучи средних размеров, плохо в него помещаетесь, или же при попытке откинуться назад, получаете «толчок» от крайне неудобной спинки, то есть вероятность, что такая конфигурация мебели не понравится и вашим клиентам...
Можно ли определить на глаз, удобен стул или нет? В принципе, можно. Дело в том, что удобство, комфортность стула напрямую связаны с такими характеристиками как анатомичность, эргономичность – а эти характеристики выражены во вполне конкретных цифрах. Идея «правильного» стула веками занимала не только художников и дизайнеров, но и ученых, благодаря усилиям которых были выведены параметры, определяющие удобство стульев. Так, шведский ученый Б. Акерблом в конце 1940 гг. разработал конфигурацию стула, которую позднее назвали «линией Акерблома» – речь идет о «конфигурации продольного сечения спинок и сидений в стульях и креслах, учитывающей особенности строения человеческого тела, главным образом позвоночника», т.е. о созданной на основе исследований реакции человеческого тела на параметры мебели для сидения оптимальной форме спинки. Эта «линия» стала основой для большинства проектируемых в мире стульев.  Есть и другие основополагающие характеристики. Конечно, в основной своей массе они усредненные, однако исследования показывают, что именно мебель с характеристиками, приведенными ниже, устаивает большинство пользователей (около 70%). Итак: сиденье идеального стула располагается на высоте 40-50 см (иногда дают и более категоричную оценку – от 41 до 42 см) от пола; ширина сидения - не менее 40 см (39,5 – 49,5 см), глубина - не менее 30 см (по некоторым оценкам – 40-42,5); высота опорной поверхности спинки также не должна составлять менее 30 см, а ширина - не менее 38 см. Угол наклона спинки должен находиться в пределах 90-110 градусов к поверхности сиденья. Передний край сиденья не должен врезаться под колено; чтобы тело сидящего не соскальзывало вперед при опоре на спинку, сиденью придают уклон 3– 5°назад. Сиденье стула не должно иметь слишком мягкую обивку во избежание образования острого угла между корпусом и бедрами. Все эти параметры достаточно условны, многие из них ориентированы в большей степени на офисные стулья, на которых людям приходится проводить большую часть дня – однако эта информация может помочь вам при выборе.


2. Следующий, очень важный показатель – надежность, прочность, устойчивость стула.
Надо принимать во внимание тот факт, что стул в ресторане используется значительно более часто и неаккуратно, чем домашний, поэтому стоит отдавать предпочтение мебели, предназначенной для коммерческого использования, так называемой contract. Такая мебель, как правило, стоит дороже, однако она и прослужит дольше, поскольку изначально делается с большим запасом прочности – и за счет конструкции, и за счет использования более прочных материалов. 


Надежность стула определяется, конечно, не только его принадлежностью к категории коммерческих. «При выборе стульев для кафе, баров и ресторанов важно обратить внимание на материал, из которого изготовлен корпус стула, на его обивку (разные ткани имеют разную скорость истирания при одинаковой нагрузке, по разному приводятся в порядок и т.д.)., крепления, угол наклона и высоту спинки,»– полагают специалисты компании «Соната +». Очевидно, что новый стул не должен шататься, иметь необработанные поверхности, о которые мог бы испортить одежду или пораниться клиент.
Конечно, не все можно увидеть и определить на глаз – к примеру, качество сварки или тщательность прострочки ткани просто так не увидеть – однако хлипкость конструкции и некачественность обработки детали, как правило, видны невооруженным глазом – просто на это надо обратить внимание. 


3. Третья важная характеристика стула – его грузоподъемность. Уточните, какой вес способен выдерживать стул – это должно быть указано в приложенной к нему документации – иначе вы рискуете приобрести мебель, предназначенную для детских учебных заведений, которая развалится при встрече с первым же «крупным» клиентом. 


4. В-четвертых, выбранная модель стула должна соответствовать общему стилевому решению заведения, соотноситься по габаритам как с размерами столов, так и с общим размером помещения. «Стул должен стать  естественным и гармоничным дополнением той дизайнерской мысли, которая лежит в основе создания образа ресторана или кафе. Интерьер (отделка помещения, всевозможные архитектурные и декораторские находки, цветовая гамма, вся мебель в целом и т.д.) призван создавать атмосферу комфорта и уюта, особого настроения (в зависимости от концепции ресторана), и стулья, являющиеся достаточно заметным элементом, играют при этом особую роль» - полагают специалисты компании «Альпос СПб».  Также специалисты рекомендуют, в том случае, если стулья приобретаются отдельно от столов (и должны привязываться по стилю к общему интерьеру), обращать внимание на выступающие, бросающиеся в глаза элементы декора (балки, встраиваемые элементы, структура покрытия пола и т.п.).


Задача увязки стульев в интерьере, на самом деле, не настолько сложна, какой может показаться на первый взгляд. «Как правило, при заказе стульев можно выбрать цвет рамы, обивочной ткани или кожи, заказать съемные чехлы, часто стулья можно изготовить по индивидуальному заказу с использованием вензелей и т.п.  - то есть они являются полноправной частью интерьера ресторана,  отмечают специалисты компании «Богарт».
Надо отметить, что ситуация, когда стулья приобретаются независимо от столов, в отличие от бытовой мебели, очень распространена – во-первых, многие фабрики, выпускающие коммерческую мебель, специализируются на «узких темах», например, именно на производстве стульев, а во-вторых, эти фабрики предлагают такое значительное многообразие вариантов, что просто нет необходимости привязываться к комплектам, предложенным одним производителем.

Типология и классификация


Единой классификации стульев, конечно, не существует. Однако, исходя из некоторых характеристик этих «четвероногих» обитателей ресторана, можно определить основные подвиды стульев.


1. Прежде всего, стулья делятся на жесткие, полумягкие и мягкие. Есть достаточно четкие формулировки, определяющие, что представляет из себя каждая категория.
К жестким относятся модели, спинки и сиденья которых изготовлены без использования эластичных материалов: деревянные, металлические, плетеные и т.д. Мягкими считаются стулья с большой толщиной настила (от 30 до 50 мм) и снабженные пружинами. Полумягкими называются модели со средней толщиной настила (20-40 мм), без пружин.
Стул какой из этих категорий нужен вам, будет зависеть от общего стилистического решения ресторана, хотя надо понимать, что не все гости с удовольствием отнесутся к идее долгого сидения на жестких стульях. Однако, если они больше подходят под вашу концепцию, в таком случае, приобретите или сшейте некоторое количество подушечек на стулья для таких клиентов.


2. Стулья для использования в помещении/для использования на улице. «Мы рекомендуем при покупке стульев четко представлять, в каких условиях они будут использоваться: на открытом воздухе, например, на круизных кораблях на палубе (соленый воздух, высокая влажность), в помещении, в спец. помещениях, например, в сауне и т.д.» - говорят специалисты компании «Богарт». У уличных стульев и стульев для помещений множество характеристик отличается друг от друга – так, говоря о «внешних» стульях, в меньшей степени обращают внимание на дизайн и в большей – на надежность и устойчивость к перепадам температуры, к воздействию влаги и прямых солнечных лучей. Мебель не должна быть слишком тяжелой или, напротив, "воздушной" - легкие стулья могут опрокинуться при порыве ветра.


3. Различаются стулья и по материалам, из которых изготовлены.
Теоретически, ресторанные стулья изготавливаются из самых разных материалов – от дерева до стекла и пластика. Практически же, фаворитов два – это дерево и металл; точнее, стулья деревянные и стулья на металлокаркасе.
Дерево – самый традиционный и древний материал для изготовления стульев, дающий почти безграничные возможности для фантазии дизайнеров еще и потому, что прекрасно сочетается с различными материалами, которыми можно использовать для отделки и обивки.
Наиболее качественные виды древесины (но и наиболее дорогостоящие) – это дуб и бук. Эти материалы отличаются высокой прочностью, устойчивостью к внешним воздействиям и в то же время податливостью к  механической обработке. Однако, говоря об особенностях этих материалов, надо также отметить, что дуб со временем темнеет, а бук подвержен воздействию влаги. В остальном, это очень надежный материал – такие стулья, конечно, будут стоить дорого, однако и прослужат долго. 


Также активно используются для производства мебели ясень, клен, вишня, груша. Мебель из березы – значительно менее выносливая, однако этот материал прекрасно позволяет имитировать внешний вид мебели из более элитных пород древесины. Для легких конструкций используют также и некоторые мягкие породы дерева. 


При использовании в качестве материала некоторых пород дерева, стулья могут использоваться на открытом воздухе в летний период при условии специального ухода.
Помимо «чистого» дерева для производства стульев используются и его производные.


Шпон - тонкий срез натуральной древесины, который покрывает фасады из ДСП или МДФ.


ДСП - Древесно-стружечная плита. Измельченные, отсортированные и высушенные древесные частицы пропитывают специальными смолами и подвергают отверждению под давлением и при воздействии высокой температуры.


ДВП - Древесно-волокнистая плита. Размельченные и распаренные древесные волокна подвергают прессованию при высокой температуре.


МДФ - Древесно-волокнистая плита средней плотности. Технология производства сходна с технологией производства ДВП.


Дуолит - материал, который отличается высокими декоративными и прочностными характеристиками мрамора, но в 2 раза легче. Это эксклюзивная технология производства методом жидкого ламинирования поверхности ДСП полимербетоном (искусственный камень), толщина которого составляет 3 мм.


Ламинат - представляет из себя обработанную особым образом плиту, изготовленную из ДСП, ДВП или ДМФ, спрессованную под высоким давлением и имеющую повышенную влагоустойчивость. Ламинирование обеспечивает более высокую устойчивость поверхности к истиранию, воздействию неблагоприятных внешних факторов: влаги, тепла. Ламинирование обеспечивает большую долговечность изделия. Мебель для гостиниц, офисную мебель и мебель с интенсивным внешним воздействием рекомендуется покупать из ламинированной ДСП.


ДСП ламинированная - представляет собой древесностружечную плиту, покрытую с двух сторон пленкой ПВХ толщиной 0,2-0,4мм методом горячего прессования.
Металл – как правило, применяется для экономичных или, напротив, дорогих суперсовременных моделей. Как материал, позволяет достигнуть широкого разнообразия форм. При применении специальных технологий позволяет использовать стулья на открытом воздухе без дополнительного ухода. Два основных вида металла, используемых при производстве стульев – алюминий и сталь. 


Металлические детали могут быть как хромированными, так и покрытыми порошковой краской различного цвета.


Пластик – наиболее распространенный материал для изготовления стульев для открытых площадок. Требует минимального ухода. По долговечности стулья из пластика уступают деревянным и металлическим, обычно это качество компенсируется низкой ценой. Хотя, конечно, пластиковые стулья от модных дизайнеров, к примеру, от Филиппа Старка, будут стоить не меньше, а то и сильно больше деревянных…


Обивка


Обивочная ткань для стульевГамма материалов, которые используются для обивки стульев достаточно широка, и с каждым годом она становится все шире благодаря разработке новых особо прочных тканей. Используется как натуральная кожа, так и кожзаменитель, а также гобелен, флок, жакард, шинилл и т.д. В любом случае, обивка стула, используемого в ресторане, должна отвечать определенным требованиям. Предпочтительно, чтобы ткань была долговечной и прочной, удобной в уборке, гигиеничной, устойчивой к различному воздействию (солнечные лучи, бытовая грязь и т.д.). Некоторые специалисты полагают также, что наиболее удачный вариант – когда спинка и сиденье сделаны из полумягкого, нескользящего и неэлектризующегося воздухопроницаемого покрытия.
Для обивки важен срок истираемости ткани и ее защита от выгорания в случае, если в помещение попадает много солнечного света. 


4. По конструктивному признаку стулья разделяют: на цельные, разборной конструкции, складные, складируемые (с возможностью штабелирования), поворотные и т. д.


5. Различают стулья и по технологии производства – об этом мы говорили в начале статьи. 


6. Ну и разумеется стулья различаются по формам, моделям. Здесь практически не имеет смысла выводить какую-либо типологию – моделей стульев существует практически бесчисленное множество, и отличаться они могут чем угодно – формой, размерами, дизайном, высотой спинки, обивкой, материалами и т.д.
Конечно, есть несколько знаменитых моделей, остающихся популярными на протяжении десятилетий и даже столетий. 


7. Различие по цене также можно считать вариацией классификации, однако менее четкой, чем все предыдущие. Ведь в понятие цены на стул может быть заложено очень много факторов и расходов, и далеко не всегда высокая цена гарантирует высокое качество. Однако вполне очевидно, что стулья, предназначенные для коммерческого использования, будут стоить дороже своих бытовых собратьев – и это не прихоть производителей или поставщиков, а реально более высокая себестоимость. Так что искренне советуем вам не экономить и не пытаться поставить в ресторан домашние стулья, какой бы привлекательной не была их цена – в конечном итоге, скупой всегда платит дважды. С другой стороны, мы советуем вам обращать внимание на послужной список фирмы, производящей стулья – если она давно и успешно работает с ресторанами, то высокая цена будет объясняться не только и не столько платой за бренд, но и высоким качеством, надежностью и индивидуальностью продукции.

Сколько покупать?


«Поскольку одни и те же столы могут быть расставлены различным образом, количество посадочных мест может меняться, поэтому мы рекомендуем приобретать стулья с запасом,» – говорят специалисты компании «Богарт». Хотя, конечно, при подсчете количества необходимых стульев в первую очередь следует «плясать» от стола. Так, по мнению специалистов, маленькие столы, длиной до 110 см, комплектуются двумя-четырьмя стульями. Средние модели, длиной до 160 см, – четырьмя или шестью. Большие столы, от 180 см, требуют не меньше восьми мест для сидения и т.д. Однако надо также принимать во внимание возможность проведения банкета, просьбы о дополнительных стульях, наконец, ситуации, когда стул по тем или иным причинам вышел из строя и его необходимо заменить – не будете же вы за каждым стулом бегать к поставщику! Кстати, именно поэтому для коммерческих стульев ценным свойством является возможность штабелирования – в этом случае при хранении они займут не так уж много места.
***
Итак, чем же будет определяться ваш выбор? Нам кажется, он должен быть обусловлен:
-Вашими финансовыми возможностями
-Удобством стульев
-Надежностью, практичностью этого вида мебели
-Материалами, которые вы предпочитаете
-Общим стилевым решением заведения
-Сроками доставки и другими техническими нюансами
-Ну и конечно, эта мебель должна вам нравиться. Ведь вы предназначаете ее для ваших гостей. 

05.07.2014 (Другие новости...)

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования Яндекс.Метрика